на главную | все темы | эта тема

налоговое право


документальное оформление услуги

      Ирина Степанова
      аудитор

      Гражданское законодательство относит работы и услуги к объектам гражданских прав но в отличие от имущества и имущественных прав в процессе выполнения работ или оказания услуг потребляется их результат.
      Услуга от работы отличается прежде всего тем, что результат выполнения работ имеет материальное выражение, а результат оказания услуг не имеет материального выражения. В бухгалтерском учете это отражается следующим образом:
      - результат выполнения работ имеет материальное выражение, поэтому исполнителю работ есть что передавать. По результатам выполнения работ составляется акт выполненных работ;
      - результат оказания услуг нематериален, поэтому исполнителю нечего передавать. Услуга потребляется в процессе ее оказания. Стороны могут составить акт оказания услуг, который лишь подтверждает, что услуга фактически оказана.

      Очень часто по факту оказания услуг составляют акт выполненных работ. Данный документ не имеет никакой силы, поскольку изначально не соответствует существу отношений сторон.
      Является ли акт об оказании услуг первичным бухгалтерским документом?
      В пункте 2 Постановления Министерства финансов Российской Федерации от 18.06.98 №27н “Об утверждении Порядка поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации” сказано, что начиная с 1 января 1999 года первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России в 1997-1998 годах по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
      На сегодняшний день унифицированная форма акта об оказании услуг не утверждена.

      Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ “О бухгалтерском учете” организация имеет право утвердить в своей учетной политике “формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности”.
      Но акт об оказании услуг является документом двухсторонним, следовательно, его форма должна быть утверждена одинаковой у обеих организаций, которые его подписывают.
      Но реализовать практически это невозможно по следующим причинам.

      Предположим, что организация приняла решение утвердить форму акта об оказании услуг в приказе об учетной политике. Приказ об учетной политике вступает в силу в году, следующем за годом его принятия.
      Следовательно, приказ об учетной политике на 2003 год может быть утвержден не позднее 31.12.2002.
      Организация не может располагать информацией о всех клиентах, которые в 2003 году обратятся к ней за ее услугами. Это означает, что форма акта об оказании услуг будет принята организацией в одностороннем порядке.

[Начало]   Стр. <<    2    >>   [Конец]

на главную | все темы | эта тема