Светлана Толстокулакова
      директор ООО «Финаудит»
Более того, законодатель последовательно усложняет положение продавца в вопросах ответственности. Продавец не может ссы-латься на скрытый характер недостатков товара или иное отсутствие своей вины, но также и на явную очевидность этих недостатков для покупателя, в том числе на вину своих поставщиков, либо на другие причины.
Кроме того, продавец несет повышенную ответственность в отношении товара, на который им предоставлена гарантия качества. При этом вина продавца предполагается и тогда, когда он не мог предвидеть и предотвратить причины недостатков товара. Эти обстоя-тельства не освобождают продавца от ответственности.
При продаже многих товаров их качество должно подтверждаться соответствующим сертификатом (Закон РФ «О сертификации про-дукции и услуг»).
Качество вещей, продукции и услуг регламентируется ТУ, СНиПами, ГОСТами, стандартами и другими законодательными актами в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей, предотвращения причинения вреда их имуществу, окружающей среде, а также средствам, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья потребителей.
Реализация товаров, в том числе импортных, выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответст-вие установленным требованиям, запрещаются.
Целесообразно в договоре, в частности продавца, который не являются непосредственным изготовителем продукции, указывать кон-кретно изготовителя товара, требуя от них предоставления соответствующего документа, подтверждающего качество реализуемого товара. Документами по сертификации являются:
– сертификат соответствия;
– гигиенический сертификат;
– качественное удостоверение;
– протокол испытания (сертификат анализа).
Законодатель во всех случаях усиливает ответственность продавца (изготовителя) за продажу товаров ненадлежащего качества. Это особенно ярко проявляется на примере защиты прав непосредственного покупателя.
Права покупателя в этом случае особо оговорены в Законе «О защите прав потребителей».
Если продавец все-таки продал вещь ненадлежащего качества, то в случае, когда ее недостатки не были оговорены продавцом, поку-патель по своему выбору вправе потребовать от продавца:
– безвозмездного устранения недостатков вещи;
– возмещения расходов покупателя на устранение недостатков вещи;
– соразмерного уменьшения цены.
В практике бывают случаи, что требования к качеству товара нарушены настолько существенно (обнаружены неустранимые недос-татки – недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократ-но, либо проявляются вновь после их устранения, и другие подобные недостатки), что применения вышеперечисленных мер явно недостаточно. Тогда покупатель вправе по своему выбору:
– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
– потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Если продавец вещи ненадлежащего качества не является ее изготовителем, требования о замене и безвозмездном устранении не-достатков могут быть предъявлены продавцом к ее изготовителю, а о безвозмездном устранении недостатков – также к организациям, создаваемым изготовителем для осуществления ремонта и обслуживания на основании договора с изготовителем.
Другая возможность для покупателя – не предъявлять требований, а расторгнуть договор и, возвратив вещь ненадлежащего качества продавцу, потребовать от него возврата уплаченной суммы.