БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
и НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Закон служит для того,
чтобы оправдывать несправедливость
pic.© 2003 L.Emelyanov
   Навигатор
  • Главная
  • Новости
  • Документы
  • Консультации
  • Статьи
  • Бланки
  • Форум
  • SpyLOG
    TopList
    Rambler's Top100 Rambler's Top100
    Rating SALDO.ru
    Практический бухучет
    Content.Mail.Ru
      Статьи и публикации
  •  17.02.2003  Николай Пекельник, Советник налоговой службы I ранга
    Олег Морозов, шеф-редактор журнала «Бизнес Практика»
    ,
        Методические рекомендации по порядку заполнения декларации по НДС
    Первая часть совместной работы двух авторов, посвященная порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. Смотрите на нашем сайте на этой неделе продолжение материала.

  •       Приказом МНС РФ от 03.07.2002 №БГ-3-03/338 «Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость» (зарегистрирован в Минюсте России 19.07.2002 №3597) введены новые формы декларации по НДС и по операциям по НДС, облагаемым по налоговой ставке 0%.
          Данный приказ вступает в действие по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
          Изменения в форму налоговых деклараций связано с принятием Федерального Закон от 29.05.2002 №57-ФЗ (Закон о Поправках) (*), который внес некоторые изменения в порядок исчисления НДС.
          В настоящих методических рекомендациях рассматривается порядок заполнения налоговой декларации по НДС с учетом принятых изменений. Заполнение налоговой декларации по НДС по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%, в настоящем сборнике не рассматривается.
          При составлении налоговой декларации следует учитывать не только изменения, которые внесены в главу 21 НК РФ, то Постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.2002 №575 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 №914», которым вносятся поправки в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
         
          (*) В настоящем сборнике использованы следующие условные названия нормативных актов:
          Закон О НДС – Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 06.12.1991 №1992-1.
          Вводный Закон – Федеральный Закон от 05.08.2000 №118-ФЗ.
          Закон о Поправках – Федеральный Закон от 29.05.2002 №57-ФЗ.
         
          1. Общие вопросы представления налоговой декларации
         
          Общие нормы, определяющие статус налоговой декларации, а также порядок ее представления, определен в статьях 80 «Налоговая декларация» и 81 «Внесение изменений и дополнений в налоговую декларацию» Налогового Кодекса.
          Одновременно с этим ответственность за непредставление налоговой декларации регулируется статьями 119 «Непредставление налоговой декларации» и 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».
          В соответствии с пп.4 п.1 ст.23 и п.1 ст.80 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган налоговые декларации лишь по тем налогам, которые он обязан уплачивать.
          Если же у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате налога, то он не должен представлять пустую налоговую декларацию в налоговый орган. Налоговые органы иначе трактуют данную норму, указывая, что обязанность по уплате есть у каждого, кто является налогоплательщиком налога, а вот сумма, подлежащая уплате в бюджет может оказаться равной нулю или, наоборот, может быть предъявлена возмещению из бюджета.
          Необходимо также обратить внимание на то, что в п.1 ст.80 НК РФ налоговая декларация именуется как заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.
          Таким образом, необходимо рассматривать налоговую декларацию не только содержащую информацию о сумме налога, подлежащего уплате в бюджет, но и как документ, содержащий другую информацию, связанную с осуществлением налогового контроля.
          С точки зрения применения ответственности за непредставление налоговой декларации следует сравнить нормы статьи 119 и 126 НК РФ.
          Состав правонарушений, о которых идет речь в названных статьях касается непредставления документов, связанных с осуществлением налогового контроля. Однако в статье 119 НК РФ речь идет не о любых документах, а о налоговых декларациях.
          Поэтому нормы статьи 126 НК РФ следует рассматривать как общие, а нормы статьи 119 НК РФ, как специальные, а значит в отношении непредставления налоговых деклараций должна применяться специальная норма.
          До введения в действие Налогового кодекса, в соответствии со сть11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы» обязанность по представлению налоговой декларации возникала только при наличии объекта налогообложения. Таким образом, до 01.01.1999 налогоплательщик, у которого объект налогообложения отсутствовал, не обязан был представлять нулевую налоговую декларацию.
          С введением Налогового кодекса в соответствии с п.1 ст.80 НК РФ представлять декларации необходимо по каждому налогу, подлежащему уплате налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
          То есть норма, изложенная в п.1 ст.80 НК РФ является диспозитивной и отсылает к законодательству по конкретному налогу.
          В отношении налога на добавленную стоимость возникновение обязанности по представлению налоговой декларации связано с наличием только одного условия – включением лица в круг плательщиков НДС, независимо от наличия или отсутствия объекта налогообложения по этому налогу.
          Одновременно норма, изложенная в п.1 ст.80 НК РФ является императивной и не допускает иного. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, а иное, как правило, не предусмотрено.
          Среди прочих норм статьи 80 НК РФ следует обратить внимание на следующие.
          Во-первых, в соответствии с п.2 ст.80 НК РФ бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно. Это означает, что отказ в предоставлении бланка налоговой декларации является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности в соответствии с нормой ст.109 НК РФ.
          Во-вторых, налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган не только лично или через его представителя, но и направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
          В третьих, в соответствии с п.5 ст.80 НК РФ налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов. А такие сведения в новой форме декларации по НДС содержатся.
         
          2.1 Порядок представления декларации
         
          Для большинства налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей – порядок представления декларации в налоговые органы остался прежним. Изменился порядок представления декларации для организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.
          Начиная с второго полугодия 2002 года они обязаны представлять декларацию в налоговые органы ежеквартально, в то время как ранее такие лица представляли декларации ежемесячно.
          Аналогичный порядок установлен для налогоплательщиков, признанных налоговыми агентами и осуществляющих в налоговом периоде исключительно операции, предусмотренные ст.161 НК РФ.
          Организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения, в связи с изменениями, внесенными в п.2 ст.174 и отменой ст.175 НК РФ , определявшей ранее порядок исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации, не должны представлять декларацию по месту нахождения этих подразделений.
         
          2.2 Состав декларации и ставки налога
         
          Новая форма декларации состоит из титульного листа, разделов I и II по расчету суммы налога и приложений «А», «Б», «В», «Г», «Д» и «Е». Титульный лист и раздел I «Расчет общей суммы налога» декларации по НДС заполняют все налогоплательщики.
          Порядок заполнения титульного листа остался без изменения.
          Поскольку Законом о поправках отменены расчетные налоговые ставки 9,09% и 16,67%, вместо них в графе 5 разделов I и II новой декларации по НДС применяются новые ставки налога 20/120 и 10/110.
         
          2.3 Расчет общей суммы налога
         
          В разделе I «Расчет общей суммы налога» сохранены последовательность строк, наименование и порядок определения показателей за некоторым исключением:
          – сумма НДС при выполнении СМР для собственного потребления (строка 367);
          – сумма НДС, исчисленная с авансов и засчитываемая при реализации (строка 400);
          – сумма НДС, подлежащая восстановлению (строка 430);
          – сумма НДС, предъявленная налогоплательщику (строка 450);
          Рассмотрим подробно, что отражается в составе этих строк новой формы декларации.
         
          2.4 Сумма НДС при выполнении СМР для собственного потребления
         
          Законом о поправках изменен порядок применения налогового вычета при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Эти изменения коснулись п.5 ст.172 НК РФ.
          Поскольку действие положений Закона о поправках в отношении главы 21 НК РФ распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2002, то начиная с этого года вычету подлежит вся сумма НДС, исчисленная со стоимости СМР, выполненных для собственного потребления.
          Поэтому счета-фактуры, выписанные налогоплательщиком при выполнении СМР для собственного потребления, должны составляться на полную сумму всех фактических расходов на строительство. Счета-фактуры регистрируются в книге покупок по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства и по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного при выполнении СМР для собственного потребления.
          Соответствующие изменения учтены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.07.2002 №575 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 №914», которым вносятся поправки в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
          Для применения вычета по СМР, выполненным для собственного потребления, налогоплательщику следует выполнить два условия:
          – объект завершенного капитального строительства поставлен на учет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, или подачи документов на регистрацию прав на данный объект, если такая регистрация требуется в соответствии с законодательством;
          – начисленный НДС при выполнении СМР для собственного потребления должен быть уплачен в бюджет в общей сумме налога, причитающейся к перечислению согласно представленной декларации по НДС.

    продолжение статьи >>

    другие публикации >>

      © 2003 Налоговое право: распространение материалов, опубликованных на сайте, без письменного разрешения редакции запрещено.
    Hosted by uCoz